В Казахстане растет доля продаж китайских авто: в 2022-м – 10%, в 2023-м -15%; прогноз на 2024-й такой же – 15%

Китайские легковые автомобили постепенно завоёвывают рынок Казахстана. Это сегодня вынуждены признавать даже автолюбители, которые раньше являлись заядлыми поклонниками американских, европейских или японских брендов. Подтверждений изменившимся предпочтениям встречаешь на каждом шагу – как на бытовом уровне – со стороны родственников и знакомых таксистов, так и на языке статистики Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), которая свидетельствует о неуклонно растущей популярности китайских автомобилей в нашей республике. По данным экспертов, если доля китайских авто в общем объеме продаж легковых по РК за 2022 год превысила 10%, то в 2023-м она составила уже 15%. Аналогичную долю продаж автомобилей из КНР в нашей стране ряд специалистов прогнозирует и на нынешний 2024-й – около 15%.

В чем же секрет растущей в Казахстане популярности авто из Поднебесной?

 

Авто из КНР подкупают технологичностью, а также соотношением цены и качества

Вот мнение Динары Искаковой – генерального директора Orbis Auto, которая, оценивая итоги проведения год назад Шанхайского автосалона, отметила тогда динамику оборота, который набирает китайский автопром.

«Был период, когда на казахстанском авторынке были популярны американские бренды, затем пришли японские. Был пик популярности европейских марок. Стереотипы и предубеждения относительно сомнительного качества китайского автопрома сходят на нет. Казахстанцы почувствовали, что сегодня китайские производители предлагают технологичные автомобили по разумной цене, при этом они не уступают по качеству и надежности популярным на нашем рынке автомобильным маркам», – сказала она.

Наглядное подтверждение ее словам я получил в начале 2024 года, оказавшись на презентации, устроенной компанией Aster, в Алма-Ате нового китайского кроссовера JAECOO J7. В глаза бросилось огромное количество гостей, среди которых были не только журналисты, но и специалисты и просто автолюбители, пожелавшие лично ознакомиться с новинкой инженеров из Поднебесной. И, судя по реакции участников вечера, увиденное и услышанное их порадовало и даже удивило. Сразу отмечу, что особенно воодушевили объявленные цены, но о них немного позже.

Если же говорить о технологичности, то, конечно же внимание привлекли такие приятные «мелочи», как например, наличие голосового управления, функции автоматического включения фар при наступлении темноты и дворников при дожде. Приятное впечатление у присутствовавших вызывало наличие всего необходимого функционала для автомобиля бизнес-класса; оснащённость турбированным двигателем объемом 1,6 литра и при этом мощностью 186 л/с; быстрый разгон – за 8,9 сек. и хорошая для кроссовера экономичность – от 7,6 до 8,2 литров на 100 км.

Но вернемся к ценам. Эксперты не раз отмечали отличительную особенность китайских авто, к примеру, от западных брендов выгодным соотношением цены и качества. Вот и на этой презентации оживление среди собравшихся вызвали обнародованные цены на новые кроссоверы JAECOO J7 в трех комплектациях в Казахстане, которые оказались ниже, чем в России. Например, Luxury обойдется казахстанскому покупателю в 13 990 000 тенге; Premium 2WD – 14 990 000 тенге; Premium 4WD – 16 490 000 тенге. Кроме того, специальная программа Trade-in, позволяла приобрести желаемый кроссовер со выгодой до 500 000 тенге и комплектом зимних шин в подарок.

 

Удвоению доли китайских авто на рынке Казахстана способствовали отложенный спрос и инновации

Чтобы понять причины рекордного роста продаж китайских автомобилей на казахстанском рынке за последний год, необходимо принять во внимание сразу несколько факторов. С одной стороны, эффект отложенного спроса на авторынке не только Казахстана, но и соседней с ним России вызвали пандемия и связанные с этим логистика. Это привело к тому, что все импортеры, производители в Казахстане, официальные дилеры и игроки последние два года после коронавирусной стихии прилагали огромные усилия с целью устранить образовавшийся дефицит на рынке новых автомобилей.

Проблем добавил и политический кризис на Украине. После этого Россию покинули мировые автопроизводители, поставлявшие собранные в РФ машины в том числе и на казахстанский рынок. В результате казахстанские дилеры, несмотря на все усилия не успевали удовлетворять существовавший на тот момент спрос на легковые. Этим объясняется то, что в 2022 году рост продаж новых авто в Казахстане был самым низким за последние шесть лет.

В то же время этот период стал и временем расширения ассортимента, которое, как показывает статистика, в основном произошло за счет китайских авто. Например, в 2023 году на казахстанский рынок вышло сразу несколько китайских брендов. В премиум-сегменте появились Hongqi, Tank и электрокары Zeekr. В среднем сегменте – Omoda и Jetour. Причем сборку последнего локализовали в Костанае. Кроме того, уже присутствовавшие на рынке автомобили из КНР расширили модельный ряд. Только дистрибуция Geely в РК, по данным Orbis Auto, представила за год пять новых моделей.

Вместе с тем необходимо отметить наблюдающийся в последнее время устойчивый рост продаж автомобилей на альтернативных источниках энергии, к которым в Китае относят не только электромобили, но и машины с гибридными двигателями, а также на водородных топливных элементах.

По мнению аналитиков, в связи с быстро растущим экспортом Китая и сокращением объемов Японии, Поднебесная станет крупнейшим в мире экспортером автомобилей уже в ближайшем будущем. Согласно прогнозам, к 2030 году Китай сможет экспортировать до 5,5 миллиона автомобилей, из которых 2,5 миллиона машин будут электрическими. Соответственно, новые веяния китайского автопрома уже явственно ощущаются на казахстанском рынке. Электрокары производства КНР также постепенно занимают свою нишу в Казахстане. Этому способствует и активно создаваемая для этого инфраструктура. К примеру, в Алма-Ате ширится сеть электрозарядных станций (ЭЗС). Ранее представитель китайской компании Exeed International в одном из интервью поделился, что эти зарядные станции находятся на десяти локациях в самых разных районах города с учетом того, что владельцы электрокаров не хотят специально заезжать на ЭЗС, они совмещают заправку с досугом или работой. Также данной компанией были установлены ЭЗС в Астане, Боровом и Костанае. В целом Exeed International намерена значительно расширить сеть ЭЗС станций в Казахстане. Это, по мнению инженеров предприятия позволит владельцам электромобилей быстро и качественно заряжать свой транспорт во всех районах крупных мегаполисов.

Весьма точно очертил контуры будущего продукции китайского автопрома на казахстанском рынке автомобильный эксперт автоблогер Диас Валихан.

Сегодня, по его мнению, в Казахстане доля новых авто из КНР составляет 10-12%.

«И это всего за 2 года активного присутствия на нашем рынке. Поэтому то, что сейчас составляет 10 процентов, в ближайшее время будет уже 30-35 процентами. Поэтому сейчас мы находимся в некой фазе перестройки нашего авторынка. Наши люди (казахстанцы) все больше начинают доверять этим новинкам. Причем зачастую авто китайского бренда имеют более привлекательную цену и более технологичную начинку», – отмечает он.

При этом Диас откровенно признает, что в массовом и дешевом сегменте, пока еще встречаются автомобили, чей уровень в области микромеханики (кнопок, ручек, зазоры и так далее) пока еще оставляет желать лучшего.

«Но китайский автопром очень быстро учится. Повторюсь, что речь идет о массовом сегменте. А если говорить о премиум брендах, таких как, например, EXEED, который уже успешно представлен в Казахстане и пользуется популярностью у соотечественников, то здесь уровень комфорта и технологий очень высок. При этом стоимость дешевле, чем у автомобилей схожего класса от производителей из других стран», – считает эксперт.

Наверное, поэтому автомобили из Поднебесной постепенно завоевывают мировые рынки. Свидетельством тому служит лидерство Китая, обогнавшего Японию и Германию по экспорту автомобилей.

В этой парадигме обоснованным выглядит мнение наблюдателей, считающих, что и завоевание казахстанского авторынка китайскими моделями, обладающими удивительными технологичными решениями, еще впереди. Логично предположить, что такие модели также в скором времени приступят к продвижению на наши рынки. Впрочем, в этом направлении существуют уже конкретные планы. Напомним, на 2025 год намечен запуск производства в Казахстане Chery, Haval и Changan, что, предположительно, приведет к еще большему увеличению доли китайских авто на рынке Казахстана в ближайшие годы.

 

Кемар Машанло, главный редактор портала Phoenix 24

Автор: admin