
Второй саммит «Центральная Азия – Китай» (C5+1), который состоится в Астане в середине июня, станет важной вехой в развитии многопланового сотрудничества между Пекином и пятью республиками Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Не трудно предположить, что этот форум, последовавший вслед за первым историческим саммитом в городе Сиань (КНР) в мае 2023 года, станет не просто очередной убедительной демонстрацией углубления стратегического партнерства, но и обозначит новые горизонты взаимодействия, имеющие особое значение в том числе и для Казахстана как ключевого игрока в регионе.
Значение этого саммита выходит далеко за рамки формальных встреч и подписанных соглашений. Он символизирует, с одной стороны, растущее влияние Китая в Центральной Азии и, с другой, – готовность стран региона выстраивать с Пекином долгосрочные и взаимовыгодные отношения. Все участники связывают с саммитом большие надежды. И это понятно, ведь в условиях геополитической турбулентности и переосмысления глобальных связей, данный формат диалога приобретает особую актуальность, предлагая альтернативную модель многостороннего сотрудничества.
Высокие ожидания от предстоящей встречи на высшем уровне в Казахстане вполне объяснимы. Второй саммит в формате «C5+1» призван стать логическим продолжением и развитием концепции стратегического партнёрства между Китаем и пятью странами Центральной Азии. Реализация этой концепции началась два года назад на первом историческом саммите в Сиане, и теперь пришло время для её дальнейшего углубления и расширения.

Почему это событие имеет особое значение для Казахстана
Необходимо отметить исключительное значение, которое имеет вторая встреча «Центральная Азия – Китай» для Казахстана. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ранее подчеркивал знаковость предстоящего саммита в Астане с участием Председателя КНР. Он выразил твердую убежденность: этот визит откроет новые возможности для дальнейшего укрепления стратегического партнерства между Казахстаном и Китаем.
И действительно, как важный партнер Китая в регионе, Казахстан получает ряд стратегических преимуществ и возможностей от проведения и участия в этом мероприятии.
- Укрепление роли Казахстана как регионального лидера и моста между Востоком и Западом: Казахстан, будучи крупнейшей экономикой Центральной Азии и стратегически расположенным на стыке Европы и Азии, всегда стремился играть роль регионального лидера и ключевого транзитного хаба. Проведение такого важного саммита в Астане подчеркивает этот статус и подтверждает его значимость как платформы для диалога и сотрудничества между Китаем и Центральной Азией. Это усиливает имидж Казахстана как надежного партнера и стабилизирующей силы в регионе.
- Развитие транзитно-транспортного потенциала в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП): Казахстан является ключевым звеном в инициативе «Один пояс, один путь», предлагаемой Китаем. Через территорию Казахстана проходят основные сухопутные маршруты, связывающие Китай с Европой и Ближним Востоком. Второй саммит в Астане предоставит новую возможность для обсуждения и подписания соглашений, направленных на:
- Расширение инфраструктуры: Привлечение дополнительных китайских инвестиций в строительство и модернизацию автомобильных и железных дорог, логистических центров, портов на Каспии (например, Актау, Курык).
- Увеличение грузопотока: Укрепление сотрудничества по увеличению объемов транзитных перевозок, что принесет значительные доходы и создаст новые рабочие места.
- Цифровизация маршрутов: Внедрение современных технологий для оптимизации логистических процессов, ускорения таможенных процедур и повышения эффективности перевозок.
- Привлечение инвестиций и технологический трансфер: Китай является одним из крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику. Саммит станет площадкой для:
- Привлечения новых инвестиций: представление перспективных проектов в различных секторах экономики Казахстана (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, возобновляемые источники энергии).
- Технологического обмена: обсуждение и реализация проектов по передаче технологий, создание совместных предприятий, что способствует модернизации казахстанской промышленности и повышению её конкурентоспособности.
- Развития инноваций: возможное создание совместных научно-исследовательских центров и инкубаторов для развития инновационных проектов.
- Расширение экономического сотрудничества и рынков сбыта: Для Казахстана Китай – это огромный рынок сбыта для своей продукции, особенно сельскохозяйственной и сырьевой. Саммит позволит:
- Диверсифицировать экспорт: увеличить объемы и ассортимент экспортируемых товаров, снизив зависимость от сырьевых ресурсов.
- Развивать агропромышленный комплекс: привлечение инвестиций в сельское хозяйство для увеличения производства и экспорта качественной сельскохозяйственной продукции в Китай.
- Углублять сотрудничество в энергетике: продолжение и расширение проектов в нефтегазовой и атомной сферах.
- Укрепление региональной безопасности и стабильности: как крупный сосед Афганистана и регион, сталкивающийся с общими угрозами (терроризм, экстремизм, наркотрафик), Центральная Азия нуждается в координации усилий по безопасности. Саммит К+ЦА предоставляет платформу для:
- Обмена информацией и координации взаимодействия между спецслужбами и правоохранительными органами.
- Совместных проектов по борьбе с угрозами: разработка и реализация программ по противодействию терроризму и наркотрафику.
- Региональной стабильности: совместные усилия по обеспечению мира и стабильности в регионе, что является важным условием для экономического развития.
- Культурное и гуманитарное сотрудничество: Саммит также способствует укреплению культурных и гуманитарных связей. Это включает:
- Образовательные обмены: Увеличение количества грантов и программ обмена для студентов и преподавателей.
- Научное сотрудничество: Проведение совместных исследований и конференций.
- Туризм: Развитие туристических маршрутов и увеличение туристических потоков между Китаем и Казахстаном, что способствует взаимопониманию и обогащению культур.
Таким образом, второй саммит «Китай+5 стран Центральной Азии» в Астане не просто подтверждает текущие партнерские отношения. Он открывает новые горизонты для стратегического развития Казахстана, укрепляя его позиции как ключевого игрока в региональной и глобальной повестке дня, активно участвующего в процессе цивилизационного взаимообогащения и построения общего будущего.
«C5+1»: важная платформа для привлечения инвестиций КНР в Центральную Азию
Судя по судьбоносному значению первого (сианьского) саммита «ЦА – Китай» для развития центральноазиатских республик, можно уверенно предположить, что и вторая встреча на высшем уровне в Астане станет жизненно важной и стратегически значимой платформой для привлечения китайских инвестиций в регион. Это обусловлено несколькими ключевыми факторами, которые делают его идеальным инструментом для стимулирования экономического сотрудничества.
В числе таких факторов можно выделить:
- Высокий уровень представительства и политическую волю. Саммит объединяет глав государств Центральной Азии и высшее руководство Китая. Присутствие лидеров стран на таком уровне сигнализирует о серьезной политической воле к углублению сотрудничества. Это создает максимально благоприятные условия для принятия стратегических решений, устранения бюрократических барьеров и подписания крупных инвестиционных соглашений, которые невозможно было бы реализовать на более низком уровне. Инвесторы, как правило, чувствуют себя увереннее, когда видят прямую поддержку проекта со стороны высшего руководства.
- Фокус на стратегических проектах в рамках «Одного пояса, одного пути» (ОПОП): инициатива «Один пояс, один путь» является основной движущей силой китайских инвестиций в Центральную Азию. Саммит предоставляет централизованную площадку для обсуждения и координации проектов, связанных с ОПОП, в таких ключевых областях, как Транспортная и Цифровая инфраструктура, куда входят строительство и модернизация железных дорог, автомагистралей, логистических хабов, что критически важно для связывания Китая с Европой, а также развитие цифровых коммуникаций и технологий Сюда же можно отнести Энергетику, так как инвестиции в нефтегазовый сектор, возобновляемые источники энергии и энергетические сети способствуют энергетической безопасности региона и Китая.
- Возможность для прямого диалога бизнеса и правительства. Саммит создает уникальную среду для прямого общения между представителями китайских государственных и частных компаний, а также государственных органов и бизнес-сообществ стран Центральной Азии. Это открывает возможность правительствам стран ЦА представлять конкретные проекты, заявляя о своих инвестиционных потребностях и перспективных проектах.
В свою очередь, китайские инвесторы могут напрямую общаться с потенциальными партнерами и государственными структурами по вопросам инвестиционной политики, оперативно обсуждать и решать проблемы, связанные с реализацией уже существующих проектов или потенциальными инвестициями.
Вместе с тем, формат «C5+1» позволяет Китаю взаимодействовать с Центральной Азией как с единым регионом, а не только на двусторонней основе. Поэтому можно с высокой долей вероятности утверждать, что второй саммит «ЦА-Китай» простимулирует ускоренное продвижение уже существующих инфраструктурных проектов и станет площадкой для обсуждения новых схем и планов сотрудничества. Также форум предоставляет странам Центральной Азии возможность через участие в совместных проектах воспользоваться колоссальным потенциалом, который предоставляет экономический рост Китая.

Геополитический вектор КНР в Центральной Азии: 和气生财 – «гармония с соседями»
Логично предположить, что предстоящий в Астане второй саммит «Центральная Азия – Китай» будет иметь колоссальное значение для Пекина. Ведь данное мероприятие выходит далеко за рамки сугубо экономических и политических интересов, затрагивая ключевые аспекты укрепления геополитического влияния Китая в регионе. В этом контексте будут очень важны принятые на саммите решения, нацеленные на создание более стабильной и предсказуемой среды, что крайне необходимо для успешной реализации масштабных экономических и инфраструктурных проектов КНР.
К такому выводу можно прийти, если выделить среди многогранных интересов Китая хотя бы несколько ключевых направлений:
- Дальнейшее продвижение амбициозной стратегии «Один пояс, один путь»: Центральная Азия — это критически важный узел для этой инициативы, связывающий Китай с европейскими рынками.
- Обеспечение суверенитета западных границ КНР: В контексте борьбы с терроризмом и экстремизмом стабильность в соседних странах Центральной Азии имеет первостепенное значение для безопасности Китая.
- Энергетическая безопасность: Регион обладает значительными запасами энергоресурсов, жизненно необходимых для растущей экономики Китая.
- Расширение рынков сбыта: Центральноазиатские рынки представляют собой ценный экспортный потенциал, способствующий увеличению экономического влияния Китая.

Философия «Гармонии рождает богатство»
Однако, говоря о собственных приоритетах КНР в регионе, важно отметить особую черту внешней политики КНР в отношении центральноазиатских республик. Она строится на принципах взаимной выгоды, общего процветания и благополучия стран-соседей. Своеобразным проявлением такого похода стал «инвестиционный дождь», пролившийся со стороны КНР на экономики пяти стран ЦА, о котором было объявлено на два года назад на первом саммите «C5+1» в Сиане.
Данную позицию прекрасно иллюстрирует китайская поговорка «和气生财» (hé qì shēng cái), что дословно означает: «Гармония рождает богатство».
Эта пословица отражает глубокую китайскую философию, согласно которой процветание — это взаимоусиливающий процесс между соседями, а не игра с нулевой суммой. В контексте международной политики это означает, что дружелюбные и благополучные соседи, живущие в условиях гармоничных отношений, создают стабильную и благоприятную среду, что, в свою очередь, способствует экономическому развитию самого Китая.
«C5+1»: диалог, учитывающий интересы всех сторон
Таким образом, большие надежды участников на успешность диалога в рамках предстоящего саммита «Центральная Азия – Китай» можно считать вполне оправданными. Укрепление политических связей с Пекином, открывает перед республиками центральноазиатской «пятерки» многообразие направлений международного сотрудничества в рамках многосторонних форматов, таких как ШОС и «Центральная Азия – Китай», что позволяет странам региона более эффективно координировать свои действия на международной арене.
В частности, для Казахстана вторая встреча «C5+1» имеет стратегическое значение, поскольку она, несомненно, укрепит его позиции как ключевого игрока в региональной и глобальной повестке дня, активно участвующего в процессе цивилизационного взаимообогащения и построении общего будущего стран региона.
С другой стороны, стабильность такого курса во многом обусловлена совпадением интересов и устремлений с Пекином. Ведь для Китая саммит «Центральная Азия – Китай» — это не только стратегическая возможность усилить своё экономическое и политическое влияние в этом жизненно важном регионе и обеспечить доступ к ресурсам. Для КНР – это также критически важная платформа для поддержания региональной стабильности. И в данном контексте предстоящий астанинский саммит представляет собой площадку для выстраивания долгосрочных отношений, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве и тщательном учёте интересов всех участвующих сторон.
Ильяс МАШАНЛО, директор службы новостей Phoenix 24