Китай занимает лидирующие позиции в мире в вопросах борьбы с изменением климата и экологическими вызовами. Несмотря на значительный объем выбросов парниковых газов (ПГ), который составляет порядка четверти мировых выбросов (более 10 млрд тонн CO2-эквивалента ежегодно), страна активно принимает меры по сокращению воздействия на окружающую среду. Китай ратифицировал Парижское соглашение и установил амбициозные национальные вклады (ОНУВ), направленные на достижение углеродной нейтральности к 2060 году, тем самым подтвердив свою приверженность международным усилиям по борьбе с климатическими изменениями.
Кроме того, Государственный совет Китая одобрил план действий, направленный на ускорение разработки системы двойного контроля уровня углеродных выбросов. Эта система будет регулировать выбросы парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта (ВВП), а также общий объем выбросов, что поможет стране двигаться к устойчивому развитию.
Основным инструментом достижения этих целей является система торговли выбросами (СТВ). В Китае функционируют две такие системы:
1) Общенациональная система, которая является крупнейшей в мире по охватываемым выбросам (около 5 млрд тонн CO2). Она охватывает более 40% выбросов CO2 в стране и регулирует деятельность более 2000 компаний из сектора электроэнергетики, а также комбинированное производство тепла и электроэнергии и внутренние электростанции в смежных секторах экономики.
2) Экспериментальные региональные системы
Реализованные в восьми различных областях страны, они служат для выявления наиболее эффективных стратегий сокращения выбросов, охватывая отрасли и участников, которые не включены в общенациональную систему. Со временем предполагается, что участники региональных программ будут постепенно интегрированы в общенациональную систему торговли выбросами.
С учетом передового опыта Китая в реализации пилотных СТВ в различных экономических зонах, можно отметить, что успешное внедрение и функционирование таких систем в отдельных секторах экономики способствует их последующему интегрированию в рамках национальной СТВ. Этот подход демонстрирует гибкость и эффективность в управлении углеродными выбросами на местном уровне, что в итоге способствует улучшению экологической ситуации в целом по стране.
В Казахстанской СТВ (КазСТВ) подобный экспериментальный подход может быть реализован для таких секторов, как сельское хозяйство и управление отходами, которые в данный момент не покрываются системой квотирования. Внедрение обязательств по мониторингу, отчетности и проверке (MRV) в этих секторах на уровне отдельного региона позволит не только повысить прозрачность и контроль за выбросами, но и создать предпосылки для их включения в КазСТВ. При этом важно выбрать регионы с наименьшими рисками негативного воздействия на экономику и социальную сферу, чтобы обеспечить постепенное и устойчивое внедрение новых нормативов.
Такой подход позволит адаптировать международный опыт к условиям Казахстана, а также обеспечит гармоничное развитие экономики страны с учетом экологических требований. Более того, успешная реализация пилотных проектов в этих секторах может послужить основой для расширения всей КазСТВ, тем самым способствуя достижению национальных и международных экологических целей.
Виктор Коваленко – Партнер EY, руководитель практики услуг в области изменения климата и устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украины
Айбек Тулепбергенов – Старший консультант практики устойчивого развития и изменения климата EY Kazakhstan