Наследие Чайно-конной дороги продолжает жить на границе Китая и Лаоса

Если вы сядете на поезд в Мохане, округ Менгла, провинция Юньнань на юго-западе Китая, то через 10 минут окажетесь в Ботене, первой остановке в Лаосе на Китайско-Лаосской железной дороге.

Это ключевой пункт на древнем Чайно-Конном пути — торговом маршруте, возникшем во времена династии Тан (618–907 гг.). Во времена династий Мин и Цин (1368–1911 гг.) китайские караваны мулов отправлялись из Куньмина, столицы провинции Юньнань, с чаем пуэр и изделиями из железа через провинции Пуэр и Сишуанбаньна и проходили через Мохань, прежде чем попасть в Юго-Восточную Азию. Взамен лаосские торговцы привозили в Китай каменную соль и сельскохозяйственную продукцию через Ботен.

Лаосские студенты из профессионального училища Менгла на рынке на границе Китая и Лаоса. (Фото: Ван Цзы)

Сегодня торговцы на приграничных рынках и многоязычные объявления на Китайско-Лаосской железной дороге поддерживают культурное взаимодействие на этом историческом торговом пути, продолжая постоянно развивающуюся историю открытости и взаимодействия.

Мэнла — самый южный уезд в Сишуанбаньна-Дайском автономном районе провинции Юньнань, граничащий горами и реками с Лаосом и Мьянмой. На рассвете Янь Шу, глава деревни Манли в Мэнле, уже встал и вышел за дверь, потому что в деревне проходил оживлённый рынок. Дважды в месяц жители Китая и Лаоса собираются в деревне Манли на это праздничное мероприятие, чтобы навестить друзей и родственников, попробовать местную еду и обменяться товарами в тёплой и радостной атмосфере.

Деревня Манли находится примерно в пяти километрах от порта Мэнмань на границе Китая и Лаоса, напротив Муанг Синга в провинции Луангнамтха, Лаос. На оживлённом рынке ароматы блюд дайской кухни, приготовленных на гриле, смешиваются с насыщенным ароматом лаосского кофе, а прилавки ломятся от лаосских изделий ручной работы, таких как плетёные изделия из бамбука и натуральное мыло. Янь пробирался сквозь толпу, по пути обмениваясь приветствиями с торговцами. Он был занят до полудня, а потом сел перекусить с друзьями.

Вот перевод текста на русский язык:

На фото показан вид с воздуха на порт Гуаньлэй в уезде Мэнла, провинция Юньнань, юго-западный Китай. (Фото/Чжа Вэй)

“Китайские дороги становятся все лучше и лучше!” — сказал один из лаосских друзей Яня, смакуя кусочек маринованной рыбы. Янь тут же воспользовался моментом, чтобы сделать приглашение: “В следующий раз привози жену и детей — с семьей еще лучше!”

Приграничная торговля между Китаем и Лаосом имеет долгую историю. В 1993 году правительства двух стран официально открыли национальный порт Мохан-Ботен, еще больше упростив политику для трансграничной торговли.

В июне прошлого года Мэнла и Муангсинг запустили программу “семьи-побратимы”, поощряя семьи с обеих сторон границы поддерживать друг друга в трудные времена и собираться вместе на свадьбы и другие торжества, развивая связи, подобные трансграничному родству.

Для Яня это отношения, которые выросли из бизнеса в братство: “Сначала мы были просто торговыми партнерами, потом собутыльниками — теперь мы соседи, которые поддерживают друг друга”. Эти повседневные взаимодействия, добавил он, медленно соткали прочную ткань дружбы.

Билеты на международный пассажирский поезд D87 Китайско-Лаосской железной дороги, курсирующий между Куньмином и Вьентьяном, пользуются большим спросом. Для 19-летней Анон, студентки из Лаоса, железная дорога связана с ее мечтой. Ее сестра начала работать на железной дороге больше года назад, и теперь Анон надеется пойти по тому же пути. Именно поэтому она выбрала для учебы профессионально-техническое училище Мэнла.

Лаосские студенты изучают китайский язык в профессионально-техническом училище Мэнла

За последние два десятилетия школа приняла почти 3000 лаосских студентов. Обычно они проводят первые два года, изучая китайский язык, а затем либо поступают в китайские университеты, либо строят карьеру переводчиков.

Многие одноклассники Анон добираются до школы по Китайско-Лаосской железной дороге. Для них железная дорога — это “современный Чайно-Конный путь” — все так же извивающийся через горы, все так же несущий товары и дружбу. Но в отличие от прошлого, когда караваны путешествовали по три месяца, сегодняшние железнодорожные поездки занимают всего несколько часов. Ритмичный стук лошадиных копыт сменился ревом поездов; грузы, когда-то перевозимые на лошадях, теперь движутся в контейнерах.

Чаньсяй Сэканг, еще один 19-летний студент из Лаоса, также учится в профессионально-техническом училище Мэнла. Он надеется получить медицинскую степень в китайском университете после окончания учебы. “Китайская медицинская технология очень развита, — сказал он. — Моя цель — вернуться в Лаос и открыть собственную клинику”.

Пассажиры поезда Китайско-Лаосской железной дороги прибывают в Мохан, уезд Мэнла, провинция Юньнань, юго-западный Китай

Чаньсяй родом из северной провинции Лаоса Пхонгсали, где выращивание чая является частью повседневной жизни — почти в каждой деревне его выращивают, и почти в каждом доме его потребляют. Его дедушка часто вспоминает медленный, изнурительный темп мулов, которые когда-то использовались для вывоза чая из региона. Сегодня одной железнодорожной линии и оптоволоконного кабеля достаточно, чтобы соединить чай Пхонгсали с рынками, находящимися за тысячи миль.

От звона колокольчиков мулов до высокоскоростных поездов, от древних почтовых станций до современных пограничных портов — механизмы сообщения изменились. Однако связь, выкованная общими ландшафтами и поддерживаемая яркими трансграничными обменами, остается нерушимой.

Янь уже договорился о следующей встрече с лаосскими друзьями по телефону. Анон отмечает праздник обливания водой с одноклассниками и учителями, а Чаньсяй возвращается домой, неся свежесобранный весенний чай. По всему приграничью надежда и дружба продолжают процветать, распространяясь дальше и шире, чем когда-либо прежде.

Информационная сеть «Один пояс, один путь» (BRNN)

Автор: admin