Китай рассказал, как построит зеленую экономику

Китай построит низкоуглеродную экономику замкнутого цикла к 2035 году. Соответствующая задача закреплена в опубликованном 11 августа совместном циркуляре ЦК КПК и Госсовета КНР.

Документ собрал воедино весь сонм природоохранных мер от китайского государства, однако его суть выходит далеко за рамки простого суммирования планов. Экзистенциальная ценность нового циркуляра – в перерасстановке акцентов в природоохранной деятельности. Если с XIX съезда КПК в 2017 году речь шла о решении стоящих перед страной экологических проблем к 2035-му году, то сейчас на этот срок запланировано создание стройной системы хозяйствования, которая впредь не допустит экологических кризисов. Говоря проще, в сфере природоохранной деятельности Китай переходит от «оперативного пожаротушения» к «профилактике пожаров».

Документ подтверждает уже ставший аксиомой постулат о том, что дальнейшее экономическое развитие не должно идти в ущерб окружающей среде. Однако есть в нем и обратная формулировка о том, что «озеленение» национальной экономики не должно бить по ее стабильности. Достичь этой задачи власти планируют за счет повышения экономической состоятельности природоохранной деятельности. В частности, планируется, что уже к 2030 году в секторах, связанных с энергосбережением и природоохраной, будет производиться до 15 трлн юаней добавленной стоимости ежегодно. Это ни много, ни мало – 12% от нынешнего национального ВВП.

Поощрять природоохранную деятельность и занятую в ней предприятия будут налоговыми послаблениями. В Циркуляре закреплено «введение налоговых поощрений за природоохранную деятельность, сбережение воды и энергии, развитие транспорта на новых источниках энергии».

Опыт в последней сфере показывает, что финансовая и фискальная поддержка, действительно, может сыграть значимую роль. Поддержанный в свое время государством сектор автомобилей на новых источниках энергии в Китае пошел на взлет и демонстрирует невероятные темпы роста. По последней статистике, доля автомобилей на новых источниках энергии на китайском авторынке по итогам июля достигла 43,8%. Это значительный рост по сравнению с апрелем, когда доля авто на новых источниках энергии составляла 36%. В минувшем месяце в КНР было произведено 984 тыс. автомобилей на новых источниках энергии с ростом 22,3% в годовом исчислении; продано 991 тыс., что на 27% выше, чем годом ранее.

Тенденции роста дают повод прогнозировать, что уже в августе ежемесячный объем продаж авто на новых источниках энергии в КНР превысит психологически важную планку в миллион единиц. По мнению экспертов, в 2025 году продажи автомобилей на новых источниках энергии обеспечат уже 50% от китайского авторынка. Ранее ожидалось, что этот показатель будет достигнут лишь к 2035-му. Сейчас прогнозы уже пересмотрены на повышение: автомобили на новых источниках энергии к 2035 году займут до 90% авторынка КНР, ежегодные объемы их продаж будут составлять порядка 38 млн единиц. С таким прогнозом выступила в июне Всекитайская ассоциация инноваций автомобильных топливных элементов.

Судя по содержанию Циркуляра, «озеленять» транспорт в Китае будут не только за счет расширения парка авто на новых источниках энергии. Ставка также делается на строительство новой транспортной инфраструктуры с нулевыми эмиссиями углерода. Например, освещать шоссе планируется исключительно за счет фонарей, запитанных на солнечную энергию. Масштабные перевозки грузов промышленного значения планируют в основном перевести на водный и железнодорожный транспорт, убрав с дорог экологически неблагополучные большегрузные фуры. В городах продолжат совершенствовать общественный транспорт и пересаживать горожан с автомобилей на метро, автобусы и велосипеды. Благодаря этому с 2020 по 2030 год страна планирует снизить эмиссии на транспорте на 9,5%.

В промышленности планируется, прежде всего, снизить углеродный след в сталелитейной и нефтехимической отраслях, производстве стройматериалов. В строительном секторе – значительно снизить эмиссию пыли, а также возводить все больше энергоэффективных зданий, которые во-многом самообеспечиваются энергией за счет установленных на крышах фотовольтажных элементов.

В городах и на селе расширят масштабы утилизации и переработки отходов. К 2030 году по стране будут ежегодно утилизировать 4,5 млрд тонн твердых отходов, а объем выпущенного за счет их переработки сырья для нужд экономики вырастет на 45% по сравнению с 2020-м.

Наконец, на повышение будут пересмотрены экостандарты как для новых промышленных проектов, так и для выпускаемой продукции. Власти подтвердили «решительный запрет» на разворачивание новых проектов с высокой энергоемкостью и углеродным следом.

В энергетике ставка традиционно сделана на сокращение доли угля, дальнейшее развитие возобновляющихся источников энергии и расширение сети углеродных ловушек: как естественных за счет роста лесонасаждений, так и искусственных.

Примечательно, что за выполнением всех этих задач будет следить не только профильные госорганы, но и независимые наблюдатели: в циркуляре определена задача сформировать пул инспекторов «из народа», которые будут контролировать претворение зеленой политики в жизнь.

Константин Щепин

Источник

Автор: admin