Наби Люхуров: «Есть одна у летчика мечта – высота!»

Сегодня Phoenix 24 представляет историю человека, чья жизнь — это воплощение смелости, отваги и преданности своему делу. Полковник ВВС Наби Келирович Люхуров, ветеран авиации, посвятил свою жизнь романтической и в то же время мужественной профессии военного летчика.
Небо зовет
Наш народ известен своим трудолюбием. Знают дунган в основном как искусных земледельцев и хороших торговцев. Накопленный несколькими поколениями опыт трудолюбия позволяет нашим людям добиваться определённых успехов и в других областях деятельности. Есть среди представителей нашего народа и люди редких профессий. Профессия командира большого авиалайнера уже сама по себе уникальна. В нашей среде таких людей единицы. Года два тому назад рассказывали о командире большого пассажирского авиалайнера. Герой сегодняшнего очерка командир экипажа большого транспортного самолёта, полковник ВВС Наби Келирович Люхуров.
Он родился в 1957 году в городе Токмак. Учился в школе №10. Тогда это была восьмилетняя школа. Поэтому 10-й класс окончил в школе №3. Уже в школе Наби решил, что будет военным лётчиком. Он поступил в Тамбовское высшее училище лётчиков им. Героя Советского Союза Расковой. Наби впервые поднялся в небо в качестве члена экипажа 5 мая 1976 года. Уже в июне ему доверили первый самостоятельный полёт. Обычно период от начала полетов до первого самостоятельного полета длился несколько месяцев.
К концу учёбы пришло время распределений. На выпускном курсе было почти 200 будущих лейтенантов. Тамбовское лётное училище в основном готовило пилотов бомбардировочной авиации. Если в эпоху Чкалова, Кожедуба и Гастелло престижной считалась истребительная и в целом боевая авиация, то в “период развитого социализма” элитой стала считаться военно-транспортная авиация. Большая часть лётчиков была направлена в дальнюю авиацию. Н. Люхуров окончил училище с Золотой медалью. У него было право выбора. Но он выбрал военно-транспортную авиацию ещё и по другой причине.
К концу учёбы Наби знал тактико-технические характеристики всех самолётов, которые ему предстояло пилотировать. Знал и ту разрушительную мощь, которую эти машины способны обрушить на головы предполагаемого противника. И еще  Наби очень любил небо… Поэтому его выбор пал на военно-транспортную авиацию.
Служба лётчика транспортной авиации отличалась от службы в других летных частях. Транспортникам часто приходилось летать в самые различные регионы. Пилоты бомбардировщиков и истребителей почти всегда возвращались на свой аэродром. Знакомая обстановка, знакомые ориентиры на местности. А у транспортников почти каждый раз новый аэродром. Это усложняло посадку в разы.
Обнимая небо крепкими руками
В 1989 году майора Люхурова перевели в Крым и назначили заместителем командира эскадрильи. По общевойсковому это равнялось батальону. В том же году он поступил в военно-воздушную академию имени Гагарина. На заочное отделение. Учиться на очном отделении в Москве с семьёй из пяти человек было нереально. Цены в столице были уже кооперативные, а зарплата военных оставалась на прежнем уровне.
С Наби Келировичем лучше всего беседовать стоя возле карты мира. В советский период служил он на Украине. Сначала в Мелитополе, потом в Крыму. Но для лётчика аэродром, как и порт приписки для моряка. География его полётов весьма обширна. Во время военной службы он побывал почти на всех аэродромах юга и средней полосы России, на Дальнем Востоке, почти во всех союзных республиках. Совершал полёты в Афганистан.
Показываю ему на карте Новую Землю и Камчатку: – А здесь были? Последовал ответ:
– На Новой Земле был 2 раза. На Камчатке много раз.
Он охотно рассказывает о быте авиаторов и особенно о питании. Из всех военнослужащих лётный состав имеет самое лучшее питание. Моряки атомного подводного флота говорят, Что лучше них питание только в авиации. Но и там есть своя градация по питанию. Поршневая, турбовинтовая и реактивная авиация. У реактивщиков питание самое лучшее. И причём у лётного состава своеобразное братство. Будь ты хоть командир экипажа с большими звёздами, хоть штурман, хоть бортовой стрелок из прапорщиков или даже солдат срочной службы-питание для них всех одинаковое. И всегда на выбор предлагается несколько первых, несколько вторых блюд. И из напитков тоже большой выбор: компоты, соки, чай, кофе. На столе всегда свежие салаты и экзотические фрукты. Сегодня ими никого не удивить, а в былые времена подобное было большой редкостью. Для снабжения пилотов у каждой лётной части была своя теплица.
Будучи лейтенантом, он женился на Фатиме. Они были из одной школы, но училась на 2 класса ниже. В Джанкое она работала медсестрой в городской больнице.
Служебная карьера была отличной, хотя, как он говорит, «засиделся» в майорах. Взаимоотношения с сослуживцами прекрасные. Дети стали подрастать. Но вскоре случился распад Союза.
И его потянуло на Родину, в свою среду обитания. На его решение повлияла и общая ситуация вокруг. Очень не хотелось расставаться, но всё же подал рапорт о переводе во Фрунзе. За тот период службы он был награждён орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями «За отвагу», «За воинское отличие».
Освоение истребителя: пируэты в облаках
Академию он закончил уже будучи подполковником Кыргызской армии. Люхуров стоял у истоков создания военной авиации Кыргызских Вооружённых Сил. Пилотов не хватало. Учившийся на пилота бомбардировщика, прошедший всю карьеру на транспортных самолётах, Наби Люхуров здесь освоил и истребитель. “Кувыркался” в небе» – любит вспоминать он тот период своей службы. В 39 лет он получил звание полковника авиации. Один из самых опытных пилотов и имевший на тот момент самое высокое звание в ВВС страны, выпускник Военно-Воздушной академии им. Гагарина полковник Люхуров стал начальником управления авиации Министерства Обороны КР. Иными словами он стал главкомом ВВС.
Постепенно авиация Кыргызской армии росла и укреплялась. Одно время в его подчинении было несколько тысяч человек. Одних полковников под его началом было более 54. Это был период когда в ВВС была самая большая численность личного состава и вольнонаемных специалистов. А потом начался период сокращения ВВС.
Очень напряжёнными были баткенские события. Особенно первая кампания. Лётчики транспортной авиации тогда работали на износ. Перебрасывали на юг военнослужащих, технику, боеприпасы и продукты. Время на отдых у них было только тогда, когда загружали или разгружали борт и заправляли топливо. За организацию воздушного моста и за то, что он лично совершил более 20 вылетов полковник Люхуров был награждён орденом Манаса.
Транспортные самолёты долго без дела не стоят. Потребность в них в мире очень высокая. И большая востребованность в опытных экипажах, особенно пилотах. Различные международные организации часто фрахтовали наши транспортные самолёты вместе с экипажами.
И сегодня – в строю!
В 2002 году полковник авиации Люхуров уволился в запас. В общей сложности полковник Люхуров отдал военной службе 28 лет.
Но отменное здоровье позволяло ещё оставаться в строю. Крупные коммерческие структуры собирали интернациональные экипажи и вели свой бизнес.
Опять смотрим на карту. Он показывает маршруты своих полётов. – Вот много раз летали из Сомали и Эфиопии в ОАЭ, Катар и Кувейт. Возили оттуда туши крупного и мелкого рогатого скота.
– Борт был специально оборудован для этого?
– Самолёты для этого не надо специально оборудовать. Рефрижераторы привозят замороженное мясо, быстро грузят. Затем самолёты взлетают и быстро набирают максимальную высоту. А в аэропорту уже ждут другие рефрижераторы. Из портовых городов северной Африки по заказам международных организаций доставляли гуманитарные грузы и палатки в центральную и южную часть континента. Два раза пересекали Индийский Океан. Из Африки полетели в Индонезию, там загрузились и на обратном пути совершили промежуточную посадку на Мальдивах. Там пару дней отдохнули и направились в пункт назначения.
– А почему ,- спрашиваю- в Индонезию летели без пересадки, оттуда в Африку с пересадкой?
– Потому что туда мы летели порожними, а на обратном пути мы уже были гружённые. Значит, повышенный расход топлива и нужна была дозаправка. Но по контракту у нас ещё было время в запасе на техобслуживание и прочее. Поэтому мы и смогли выделить 2 дня для отдыха на Мальдивах.
– В Индонезии был два раза. Из Африки прилетел в Джакарту. Потом был и на острове Бали. Но туда я летел уже пассажиром -улыбаясь говорит Наби-гэ.
Будучи человеком уникальной профессии, он сегодня не выделяется  из среды своих сородичей:  огород у него образцовый, и кентменем орудует на зависть молодым.
– Только вы держите свои кетмени так, а я держу свой кетмень вот так! И он шутливо показывает, как руки держат штурвал самолёта.
– Вы перевозите овощи и фрукты, и я немало их перевез. Разница только в техническом оснащении, вы – на машине, а я – на крыльях!
И на военной службе и в гражданской авиации он летал на Ан-12 и Ил-76. Это одни из лучших в мире самолётов транспортной авиации.
– Знаю многих пилотов, которые вынуждены были рано оставить любимое дело после очередной медицинской комиссии, – говорит ветеран. – И чаще всего оставлять авиацию приходилось из-за проблем с сердцем или зрением. Здоровье Наби Келировича не подводило! Бывший член молодежной сборной команды республики по вольной борьбе получил хорошую зарядку на всю жизнь. А всего за годы военной службы и работе в гражданской авиации он налетал
более 20.000 часов. Летал до 62 лет, при этом летный стаж у него составил 43 года.
Вернулся из завершающей командировки в 2019 г. Пока отдыхал, началась пандемия. После этого семья посоветовала ему уйти на покой.
После завершения службы, ветеран авиации с головой окунулся в общественную деятельность и творческие проекты, особое внимание уделив изучению богатой истории и культуры дунган Средней Азии, в частности, Казахстана и Кыргызстана, с особым интересом исследуя их исламские традиции. Отметим, Наби Келирович является активным членом Совета Ассоциации дунганского этнического сообщества Кыргызстана (АДЭСК).В 2018 году Н. Люхуров совершил путешествие в Китай. И по результатам своей поездки написал книгу, посвященную исследованиям  в области культуры и традиций сввоего этноса.
Народная мудрость гласит: “Талантливый человек, талантлив во всем”. И в случае с ветераном-авиатором Наби Келировичем эти слова подтверждаются на все сто. Его соотечественники знают его не только как отважного летчика, покорившего небо, но и как настоящего мастера на все руки. Он с легкостью и дом построит,  и прекрасный сад разобьет, а в трудные минуты всегда найдет теплые слова поддержки. Его задушевные песни под аккомпанемент ионики синтезатора согревают сердца всех, кто его знает.
«Есть одна у летчика мечта – высота!» – эти слова песни о вас, Наби Келирович. Пожелаем вам уверенно удерживать набранную  по жизни высоту!
Анвар Наншанло

Автор: admin