Казахстан активно работает над расширением перечня пищевой и агропродукции, которую может свободно поставлять на китайский рынок, передает CGTN. К примеру, в скором времени решится вопрос экспорта сухого кобыльего молока, что позволит почти вдвое увеличить экспорт всей молочной продукции. По итогам шести месяцев 2025 года он превысил 20 тысяч тонн. Параллельно растут поставки в Китай кормовой муки, масложировой продукции, мяса, растительного масла, мёда, кондитерских и других изделий. Предприниматели стараются адаптировать свою продукцию под запросы китайских потребителей. Как они оценивают рынок КНР и что их стимулирует, узнавала наша съемочная группа.
Ежедневно кобылицы дают 500 литров парного молока, которое на казахском языке называют «Саумал». По своему составу его приравнивают к материнскому, а специалисты рекомендуют его при многих заболеваниях. После дойки молоко проходит охлаждение, пастеризацию и сублимацию.
Технолог фермы по производству сухого кобыльего молока Евгений Щербинин: “Данный метод позволяет сохранить все витамины, минералы, белки полностью в молоке. Удаляется из состава только вода, ничего более. Это молоко более легкое, оно сразу переходит во все минеральные вещества полезные. Они всасываются нормально, благополучно в кишечнике, это приносит пользу организму”.
Сотрудник фермы по производству сухого кобыльего молока Амангельды Сарбасов: “Самая минимальная позиция – это саумал в капсулах, здесь 100 граммов. Мы все сейчас являемся мобильными, всё время в дороге, в перелётах, везде. То есть мы произвели продукт в капсулах, чтобы всегда было удобно с собой в кармане носить”.
Ферма расположена вдали от населенных пунктов в Костанайской области Казахстана. Добраться сюда непросто. Содержанию и питанию лошадей уделяют особое внимание.
Собственный корреспондент CGTN-Русский Саида Жаркинова: “На прилегающих к ферме пастбищах площадью 15 тысяч гектаров, пасутся порядка тысячи голов лошадей. Такой вольный выпас в степи только повышает ценность кобыльего молока, положительно сказываясь на его вкусовых качествах и целебных свойствах”.
Компания уже наладила экспорт в Россию, но готова выйти и на китайский рынок. Участие в Китайском международном импортном ЭКСПО в прошлом году, где сухое кобылье молоко вызвало высокий интерес среди посетителей, помогло производителям найти серьезных партнеров. Началу сотрудничества способствует и недавнее введение в Китае национального стандарта на эту полезную продукцию.
Руководитель фермы по производству сухого кобыльего молока Мейрам Ахметжанов: “Есть санитарно-ветеринарный меморандум между Казахстаном и Китаем. Работают для внесения в этот меморандум именно кобыльего молока. У нас максимальная проектная мощность 40 тонн в год. После того как мы зайдем на рынок Китая, реализация пойдет, то мы планируем еще увеличить свои мощности в два раза”.
Нарастить мощности желают и на этом предприятии. Из-за огромной конкуренции на внутреннем рынке и небольших объемов экспорта, работают не в полную силу. Хотя казахстанские мука и макаронные изделия ценятся за рубежом за счет высокого качества местной пшеницы.
Заместитель директора компании по производству муки и макаронных изделий Анатолий Фирсов: “Забирает Афганистан, Узбекистан, Туркменистан. Макароны, берут муку, всех сортов забирают и разной фасовки. Афганистан не зря берет нашу муку. Объемный выход этих лепешек получается больше их стандарта”.
Решение видят в сотрудничестве с Китаем. Вдохновила недавняя поездка на импортное ЭКСПО в Шанхае, где интерес к продукции был небывалый. Здесь верят – обмен контактами приведет к серьезному партнерству.
Директор компании по производству муки и макаронных изделий Ольга Усманова: “Там такое количество стран представлено. И думаешь, мы небольшое предприятие из Казахстана тоже здесь. Это большой шаг вперед и большие возможности открывает. Думаю, что рынок Китая – тот рынок, который нам необходим для развития и роста”.
А для предпринимателя Рустама Абикенова уже началась новая пора в развитии. На полях недавно прошедшей в Шанхае импортной выставки его компания подписала крупное соглашение с китайской государственной корпорацией SINOMACH. В скором времени новые партнеры должны приехать в Костанайскую область и оценить перспективы сотрудничества.
Предприниматель из Костанайской области Казахстана Рустам Абикенов: “Проект предусматривает совместное земледелие, дистрибьюторство китайской сельхозтехники и ряд других направлений. В этом году ключевым продуктом, который мы представили, была кормовая мука. Также мы представляли сельхозпродукцию, которую выращиваем сами и как трейдеры и продаем в КНР – это ячмень, сафлор, лен”.
Интерес казахстанцев к китайскому рынку растет. Международное импортное ЭКСПО в Шанхае тому подтверждение. За всю историю его проведения в этом году было рекордное число участников из Казахстана. 100 компаний представили свою продукцию на 4 площадках. И только 40 из них приехали при поддержке государства, для которых поездка также завершилась плодотворно.
Управляющий директор по развитию торгово-экономический связей QazTrade Берик Ахметов: “По итогам выставки были запущены порядка 7 соглашений на общую сумму 82 млн долларов США. В основном на поставку масложировой продукции. Как вы знаете, она пользуется успехом в сопредельных странах, в том числе в КНР”.
Многие казахстанские предприятия при поддержке QazTrade теперь будут выходить на рынок КНР через кооперацию. Уже скоро продукты из Казахстана появятся на полках 340 тысяч магазинов по всему Китаю.

